Путешествие из Порхова в Псков пешком и на автобусах, предпринятое группой в 12 человек с 8 по 19 июля 2000 года под руководством Льва Ханинаева.

Бондаренко Виктор
 Редактор - Мамед-заде Вадим

Поезд пришел в Порхов ранним утром. Нам нужно в пос. Хилово, где с давних времен  (1865 г.) функционирует грязелечебница. Не потому, что нам мало грязи, а потому, что Лев хочет поиграть там в волейбол и выступить с концертом. Как для собственного развлечения, так и с целью извлечения каких-нибудь материальных благ. В исполнители намечены Виктор Агранович - джазовый пианист (здесь - гитара и вокал), Евгений Горячкин с подругой Таней (вокал, гитара, флейта) и сам Лев. До Хилово 8 км. Вопрос «идти или ехать» решил Лев, снявший автобус за смешные деньги – 100 р. Территория лечебницы напоминала небольшой парк с волейбольной площадкой, на которой и прошли первые часы нашего пребывания в Хилово. Палатки поставили на противоположном от санатория берегу реки в укромном уголке, заросшем крапивой и другой менее вредной растительностью. Над головой висели зеленые яблоки, но уюта не было - дорога, деревня, санаторий - все было слишком близко. Вдобавок сверху стали падать яблоки – их пуляли местные пацаны, скрытые за деревьями. К моей радости, мы отбыли из Хилово уже на следующее утро – с концертом не сложилось.
Пересаживаясь с автобуса на автобус, следуем к горе Судома. На последнем переезде кроме нас в автобус влезли юные создания с рюкзаками. Другие, такие же, подсаживались по дороге и лазили по нашим рюкзакам, лежащим в проходе. И так до полной утрамбовки. Тогда, вероятно, и был раздавлен оставленный в рюкзаке волейбольный мяч. Ребята ехали на свою тусовку на озеро Сева. Тусовку организовало движение под названием «Радуга». По идеологии это что-то близкое к хиппи с добавлением обычаев и лексики североамериканских индейцев. Район горы Судома - это холмы, покрытые хвойным лесом. Внизу поляны и полузаброшенная деревня. Самые высокие из этих холмов нескромно называются горами.
На покорение Судомы у нас ушло меньше 30 минут, включая подъем на трехметровый триангуляционный знак. Ночевали на краю леса у подножья горы. Свирепствовали комары, а Лев, беспечно поставивший палатку на шмелином гнезде, был покусан еще и этими насекомыми. Вечером Лев объявил, что нам тоже нужно посетить тусовку - завтра идем на озеро Сева.
 К тусовке вела маркированная тропа. Мы шли через поляны с высокой травой, источающей ароматы и вокруг которой вилась масса насекомых, включая уже знакомых нам шмелей, через лесочки, заброшенные деревни. Тропа вывела к большой поляне перед озером. В этом месте дно песчаное, свободное от камышей. Но Лев не дает расслабиться купанием. Идем по тропе вдоль озера и через 2 км приходим к горе, на которой расположилась тусовка.
Здесь весьма своеобразные порядки. Например, кормежка скудная, но бесплатная. Сигнал к еде – крик ПАО БАО. Иногда этим криком собирают людей и для других целей. В месте приема пищи сидят по периметру круга диаметром метров 20, обсуждают свои дела. Например, кто-то предлагает: люди, хлеб кончился, давайте сходим в магазин. В случае одобрения собрание отвечает криком ВАО.
 Пьяных не видел, но травку (марихуана) покуривают многие. В том месте, где берут воду для готовки, купанье запрещено. (Вовсе не так, запрещено использование мыла, а купаются многие – В.М.). От горы до купанья довольно далеко (500 м ), зато чистая вода и песок. Купаются по-разному: в купальниках и без, в плавках и без, а также без верхней части (topless). Все варианты наблюдаются даже в одной компании. Друг друга они называют по прозвищам: Ястреб, Снежка и т. д. Ведут, в  основном, ночную жизнь. Когда мы пришли в конце дня, с нами вежливо поздоровались: доброе утро. В это время они только начинают просыпаться. Собираются у костров после обеда (11-12 ночи), поют, играют на музыкальных инструментах, покуривают. Мы в это время уже спим. Лев, В. Агранович и Женя сделали небольшое выступление -  в их обед исполнили несколько мелодий в стиле кантри, и еще Лев вставил пару своих вещей. Иногда они заходили к нашему костру. Среди них есть хорошие музыканты. Один молодой человек (там его зовут Могильщик) вместе с Аграновичем красиво импровизировали на гитарах во время нашего завтрака и это им так  нравилось, что мадмуазель, пришедшая с Могильшиком, еле утащила его спать, а у Аграновича остыл завтрак. Место они выбрали очень изолированное - за 2 дня,что мы стояли на горе, туда забрел только один пьяный охотник.
 Следующее место нашего посещения - Пушкинские горы. Как и когда мы туда доберемся, Лев точно не знает, и сам и собирается по дороге импровизировать. Пока ясно одно – идем в Вески к ближайшему магазину поскольку из еды оставался только сахар, но и его находчивые девочки пустили на варенье (зеленых яблок там росло, сколько хочешь). (Считаю, что меня оскорбили – идея сделать пареные яблоки первому пришла в голову мне – В. Мамед-заде). Лев варенье забрал и поделил на всех. От озера выбирались по шею в густой траве, что вообще характерно для тех мест. На другой стороне озера встретили лошадь и двух девочек, которые приехали с дедом купаться из деревни за 10 км. Лев пристроился на их телегу с резиновыми колесами и быстро скрылся из виду, а мы шли по заросшей дороге, разгребая ногами густую траву. Через час у ручья встретили Льва, уже вскипятившего воду для чая. По пути проходим заброшенные деревеньки. Единственный житель - фермер Миша – угостил нас трехлитровой банкой молока и показал свою технику. Это железо досталось ему от бывшего колхоза. Как он его назвал - колхоз «Напрасный труд». Благодарные музыканты устроили для них и нас маленький концерт. После выхода на шоссе (большак) Лев снова улизнул от нас на машине – закупать продукты вместе с Димой Усенко. Рывок по большаку перед Весками с замером скорости (измеритель В. Мамед-заде ) сломал нетренированного Аграновича - у него образовалась мозоль. Нас встретил Дима, возникший на горизонте в виде черной точки и постепенно, по мере приближения, принимавший свои обычные очертания. На большак выходим от магазина огородами и вскоре ставим палатки на краю леса рядом с дорогой. Попытка углубиться в лес успеха не имела – мешали заросли и густая зелень, цепляющаяся за ноги. Зато радовал прозрачный ручей с песчаным дном. Он протекал под дорогой через трубу и впадал в прудик. Мы вместе с этим ручьем ходили через трубу купаться.
 На другое утро Лев спозаранку сварил кашу и выгнал народ из палаток – нужно было успеть на автобус до Выбора, где мы дополнили Левину кашу горячими пирожками и вполне приличным перекусом в тамошней столовой, после чего продолжили автобусный переезд. После осмотра Святогорского монастыря (много там не посмотришь) и захода на турбазу, остановились на р. Луговка в зарослях.  Берега Луговки напротив нашей стоянки (как выяснилось) напоминали болото. Зато, к радости особо голодных, в изобилии имелась ягода ирга. Но таких было мало – во время автобусных переездов все уже упились пивом и обожрались мороженым.
 На другой день наши музыканты дали концерт на турбазе. В качестве материального вознаграждения им удалось урвать 1 час сауны на всех. Наши давно не мытые тетки готовы были впихнуться туда даже вместе с нами, но Лев не допустил этого безобразия и оставил их грязными. Дамы сочли возможным заменить это экскурсией по Пушкинскому заповеднику – музей-усадьба и т. д. Несмотря на дождь,  остались очень довольны. Дождь лил большую часть дня и обозначил конец сухого этапа нашего похода. В дальнейшем капало регулярно, а в хорошую погоду наши стоянки украшались разными сохнущими предметами, а у костра путались под ногами чьи-нибудь сохнущие ботинки.
 После нудных автобусных переездов по направлению к Изборску (на последний переезд  сняли  грузовичок и ехали сидя на пиве) ставим палатки на поляне, скрытой от дороги кустами и полем с густой травой. Местные достопримечательности – родник в виде большой ямы с водой и настоящий дот довоенной постройки. И все это рядом. К вечеру нас снова накрыло дождем.
 В Изборск добрались еще до обеда. Осмотр города начали с музея. Заведующая музеем, женщина, приятная во всех отношениях, разрешила нам оставить в музее рюкзаки. На обход крепости вместе с источником ушло часа полтора. Часто встречаются столики, где продают сувениры и вафельные трубочки с начинкой в виде вареной сгущенки - местный бизнес. Собрались в блинной, оформленной под старину с элементами экзотики – на стойке бара патефон с пластинками и никем не охраняемый баян, на полках - выставка самоваров, и кроме нас - никого, даже работников этого пищеблока. Подошедший Агранович (до этого он лежал где-то под стенами крепости) исполнил пару мелодий на баяне, но недолго – подали первое, и он предпочел покушать. Е. Горячкин собрал во дворе палочки и разжег печь типа камин. Коллективно завели патефон и ели блинчики под звуки вальса «На сопках Манчжурии». Блинчики со сметаной оказались очень вкусными и имели один недостаток: их было мало - экономный Лев заказал нам только по одной порции. Из Изборска Лев повел нас на ночлег к озерам (несмотря на просьбу Виктора А. остаться еще на пару дней, чтобы все хорошенько осмотреть). Впереди шел Лев, а замыкали шествие Е. Горячкин с В. Аграновичем. Женя излагал Виктору теорию вокала, подкрепляя это демонстрацией разных звуков, и так увлек последнего, тот забыл про все свои больные части тела. Лев, проинспектировав наши продзапасы, принял решение не идти на дальнее озеро, а остановиться на ближнем, похожем на публичную купальню. Его прозорливость я оценил только на следующий день, когда пошел затяжной дождь.
 Капать начало после завтрака, когда мы уже покинули место ночлега. За исключением В. Аграновича, решившего поспать еще пару часов, а потом доехать на попутном транспорте, мы шли в Печоры по шоссе, и дождь тоже шел. Горячкин с подругой Таней отловили легковушку и уехали, несмотря на осуждение Льва, который все же назначил им встречу у въезда в город. Где они и ждали нас с непредвиденной пунктуальностью. Наивные. Оставшиеся, помокнув еще полчаса, влезли в рейсовый автобус. В ожидании автобуса наши добытчики зачем-то нарвали зеленых яблок, часть которых была подброшена мне в сумку и расползлась потом по всему рюкзаку. Я их находил и выкидывал до самой Москвы. В Печорах мы прочно обосновались на автовокзале, совершая оттуда небольшие вылазки: а) в монастырь - посмотреть, б) на почту – позвонить, в) в магазин - купить и съесть.
Дождь средней интенсивности шел не переставая. Лужи на улицах Печор превратились в моря, по которым я даже в сапогах ходил с опаской. Вадим с Таней Эмировой захотели в Москву немедленно. Дима спал на скамейке в обнимку с девушками, и ему было хорошо. Лев поругивал без вести пропавших Горячкиных и Аграновича. Но все нашлись. Виктора отловили по пути в монастырь, а Таня с Женей сами пришли на автовокзал – а куда им еще было деваться. Уехали в Псков последним автобусом. Билеты на Москву удалось взять ценой трехчасового стояния в очередях (четырех одновременно). На последнем автобусе уехали за черту Пскова искать место для ночлега. Намеченный нами лес в районе турбазы оказался почти парком - не хватало только табличек «По газонам не ходить». Но людей не было - местные уже спали.
Утром Лев разбудил криком: Хватит спать - здесь уже собак прогуливают. Надыбав где-то дрова, он уже вскипятил в кане приготовленную с вечера воду. Выпив по кружке чаю, мы ушли к автобусной остановке, где наши пути разошлись - я уехал в Псков, а оставшиеся продолжили поход.